Тридцать три дня в зоне повышенной радиации

26 апреля 1986 года произошла страшная экологическая катастрофа – взрыв четвертого атомного энергоблока на Чернобыльской атомной электростанции.  Эта трагедия изменила жизни миллионов людей.

За всю историю атомной энергетики чернобыльская авария стала самой страшной трагедией, в результате которой многие люди получили критические дозы облучения. Более 115 тысяч человек были эвакуированы из тридцатикилометровой зоны вокруг атомной станции. Огромные технические и людские ресурсы были задействованы в ликвидации катастрофы. Всего было мобилизовано более 600 тысяч человек. Со всех уголков Советского Союза прибыли военнообязанные для помощи в ликвидации аварии в Чернобыле, в том числе более 11 тысяч сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск нашей страны.

Одним из таких ликвидаторов был Николай Владимирович Кириллов, служивший на тот момент в Слонимском РОВД.

27-летнему Николаю пришлось оставить дома жену и маленькую дочку и отправиться в командировку в зону повышенной радиации на тридцать три дня. В конце июля 1987 года сотрудники Слонимского РОВД в составе отряда Гродненской области, численность которого была сто двадцать четыре человека, отправились в Хойникский район, в деревню Бабчин.

«Приехали сначала в Хойники, а затем нас перевезли в Бабчин. Заселили в местную школу, на базе которой сделали казарму. Перед нашим отрядом стояла задача по осуществлению охраны общественного порядка и предотвращению мародерства. Выходя из автобуса на месте дислокации, ощутил, будто мы находимся на другой планете. Жуткая тишина, даже птицы не поют. И очень тяжело дышать», – делится воспоминаниями Николай Владимирович.

Проводя инструктаж на месте, всех предупредили, что период акклиматизации может занять 2-3 дня.

«Дежурства по патрулированию длились по 12 часов. Патрулировали пешком. Также в распоряжении было два УАЗика, которые осуществляли патрулирование по близлежащим населенным пунктам. Деревни оказались практически пустые, всех эвакуировали. Лишь одна бабушка наотрез отказалась покидать родной дом. У людей не было времени, чтобы собраться. В оставленных домах была обстановка, будто люди вот-вот вернутся. Они уезжали в надежде, что оставляют свое жилье ненадолго», – продолжает свой рассказ собеседник. Николай Владимирович в своих воспоминаниях о том тяжелом периоде жизни отметил, что они прекрасно понимали, куда едут и какие последствия их могут ожидать. Перед каждым дежурством проводились замеры радиационного фона, и все находящиеся в зоне загрязнения владели подробной информацией. Ликвидаторам запрещалось выходить на улицу поодиночке. Причина запрета – непредсказуемое поведение животных. Одичавшие собаки гуляли по окрестностям вместе с волками.

«Были случаи, когда собаки нападали на людей. По вечерам было жутко. Однажды, выйдя в школьный сад, я увидел светящиеся глаза.  К нашему отряду прибился щенок. За месяц он привык к нам. Когда щенок понял, что мы скоро уедем, из его глаз лились слезы, как у ребенка. Он чувствовал, что снова остается один, брошенный и никому не нужный. В одной из деревень на водоеме собрались все птицы, какие только там были: куры, утки, гуси, индюки. Все искали спасения. Без сострадания и боли в сердце на это невозможно было смотреть».

Для Николая Владимировича воспоминания о тех тридцати трех днях в зоне отчуждения очень болезненные и тяжелые. Вместе в отряде был и его родной брат, которого не стало в 2001 году. Короткая командировка нанесла непоправимый урон здоровью. Для героя материала пребывание в зоне повышенной радиации тоже не прошло бесследно. Через некоторое время после возвращения домой начались серьезные проблемы. Николай Владимирович не пал духом и боролся за свою жизнь. Долгие скитания по врачам, различные методы лечения – и в итоге операция. Мужчина на протяжении двадцати восьми лет «моржевал» и поддерживал себя в форме, на данный момент практически забыл о своем недуге. Но боль от утраты близкого человека и тех, кто был вместе с ними там, навсегда останутся. Николай Владимирович Кириллов награжден нагрудным знаком «Участник ликвидации аварии на ЧАЭС».

О своем жизненном пути герой материала рассказывает скромно. Родился в деревне Урочь Слонимского района в семье простых рабочих. Первые три класса окончил в родной деревенской школе, затем перешел в Новодевятковичскую среднюю школу.

Парень очень хотел стать художником, но вскоре передумал. После выпуска год трудился в Сосновской школе художником-декоратором. А затем в его жизни случилась служба в армии. Служил в Петрозаводске (Карелия). Два года находился в штабе дивизии на должности инструктора по комсомольской работе, был художником. Отдав долг Родине, вернулся домой и поступил на работу в Слонимский РОВД на должность патрульного постового милиции.

Карьера шла вверх, и в скором времени молодой сотрудник был назначен на офицерскую должность инспектора дежурного. Должности менялись одна за другой: был помощником начальника оперативного дежурного, оперативным дежурным, старшим инспектором профилактики, старшим участковым милиции. Николай Владимирович отдал службе в милиции более тридцати четырех лет и в 2014 году ушел на заслуженный отдых.

Но как человек с активной жизненной позицией не смог усидеть дома и почти сразу поступил на работу в Слонимский отдел Департамента охраны, где трудится и по сей день контролером контрольно-пропускного пункта. Николай Владимирович и его жена Галина Григорьевна воспитали прекрасных детей – дочь и сына. Подрастают у супругов Кирилловых и двое внуков, которые радуют не только родителей, но и дедушку с бабушкой своими успехами. Николай Владимирович отмечает, что семейные дела для него всегда на первом месте. Он старается быть надежной опорой для семьи и во всем помогает жене. В свободное время любит рыбачить, активно и с пользой проводить досуг.

Евгения СИДОР

https://www.slonves.by/tridczat-tri-dnya-v-zone-povyshennoj-radiaczii/